Что дают показательные выступления

18 мая в Ниппон Будокан прошёл Всеяпонский фестиваль айкидо. В нем участвовало более 4000 человек со всей Японии. В последние годы число участников этого мероприятия постоянно растет, и это большая радость для всего мира айкидо. Все более широкое распространение айкидо и признание его достоинств широкой общественностью можно считать исключительно плодами усилий инструкторов айкидо. В то же время, что касается содержания показательных выступлений, - хотя оно и зависит от целей конкретного мероприятия, - мне кажется, что нельзя довольство ваться нынешним уровнем и необходимо стремиться к более высокому стандарту.

Среди инструкторов сиханами называют тех, кто старше 40 лет и занимается айкидо более 20 лет. Среди них есть и молодые, и пожилые, имеющие больший или меньший опыт. И те, и другие идут собственным путем проб и ошибок, тренируются и преподают в соответствии с собственными мыслями об айкидо, своей философией. В прошлом выпуске журнала «Космос» я комментировал слова: «Дух требует формы, форма развивает дух». Если подумать о показательных выступлениях в контексте этого высказывания, можно сказать, что «на фестивале люди выражают итог своих повседневных размышлений об айкидо». В то время как полные сил и энергии молодые сиханы могут демонстрировать силу и жесткость, старшим, тем, кто уже миновал свой пик физических сил, следует выступать по-другому. Даже если они по-прежнему обладают силой, они должны показывать не одну лишь силу и жесткость, а плоды своих размышлений, порожденных долгими годами жизни и большим опытом занятий айкидо.

Когда мне было немногим больше тридцати, я осознал, что иногда улыбаюсь во время тренировки. Я счел, что если я могу улыбаться, то я занимаюсь правильно. Размышляя над тем, каким я был тогда, я обнаружил, что не являлся пленником своего настроения, не прибегал к физической силе, двигался мягко, без напряжения, сосредотачивая свою энергию. После многих лет подобных тренировок у меня пропало желание бросать партнера, удерживать, причинять боль, мой дух стал легким и движения тела - легкими и плавными.

С тех пор я считаю, что практика айкидо заключается в том, чтобы развивать и оттачивать свою технику, не забывая в своем сердце о том, чтобы сохранять постоянный контакт с окружающей действительностью, не терять себя и бережно относиться к партнеру. Я уверен, что таким путем можно сформировать собственную личность на прочной основе. Показательные выступления оказывают огромное, пусть и не непосредственное, влияние на зрителей, и я намерен прилагать все усилия, чтобы четко и ясно выражать свои мысли каждый раз, когда я участвую в таких мероприятиях.

 

С.Эндо,8 Дан, сихан АЙКИКАЙ Хомбу Додзё. Газета Айкидо Саку Додзё «Cosmos», №7, июль 1996 г. (Публикуется с разрешения автора)

 

Перевод с английского Е. Щукиной

Источник:Айкидо Информационный выпуск №8 Клуб "Кинобори" АЙКИКАЙ России

г.Москва июнь 2003 года  

окна в москве установить