В ЯПОНИИ С КАЛЬКУЛЯТОРОМ

Ну вот и снова я в Японии. Даже не верится. Позади землетрясение и цунами, авария на Фукусиме, отложенная весенняя поездка. Столько переживаний и размышлений.

А встретила Япония аномально теплым ноябрем. Все время пребывания стояла великолепная погода. Днем ярко светило солнце и воздух прогревался до 20 градусов. Купленный по случаю неожиданного дождя зонт так и остался в гостинице практически не использованный. Даже жалко было оставлять. Да и свитер, снятый прямо в аэропорту, пролежал в чемодане совершенно не востребованным. Токио ничуть не изменился. По крайней мере в тех местах, где я проводил свое время, все осталось по-прежнему. Только в одном месте, на пути в Хомбу, был отгорожен обрушившийся склон храмовой территории. Хотя непонятно, было ли это последствием весеннего землетрясения. И при взгляде на небоскребы, стремящиеся в небо, было удивительно, как они выстояли при таких сильных толчках. Еще будучи в сентябре на семинаре Ирие сенсея в Барнауле, слышал от него рассказ о происходившем. По его словам высокие здания раскачивались как стрелка у метронома. Но при этом никаких повреждений. Хотя я бы не хотел оказаться в такой «стрелке» на самом последнем этаже во время ее колебаний.

Хомбу вновь приветливо распахнуло передо мной свои двери. Как приятно было встретить старых друзей! Разлетевшиеся было весной иностранцы практически все вернулись обратно. И не удивительно. Где еще есть такая возможность как ежедневные тренировки под руководством лучших сенсеев? Вот народ и едет со всех концов нашего земного шара.

На этот раз в своем повествовании я не стану утомлять читателя эпизодами тренировок, а затрону материальную сторону пребывания в Японии. Я специально вел ежедневный учет своих затрат. Может, это поможет новичкам и сомневающимся решиться на поездку. Не буду отрицать того, что Япония страна дорогая. И соблазнов потратить потом и кровью заработанные деньжата - хоть отбавляй. Но, зная где и как можно сэкономить, поездка может оказаться менее затратной.

Начинаем с прилета. Как это ни странно, деньги можно менять прямо в аэропорту. Я не к тому, что это вообще уникальная возможность. Просто обычно курс обмена валюты в аэропорту заведомо не выгоден клиенту. В Японии все не так. Здесь никто не пытается вас обмануть. Курс практически не отличается от того, что вы встретите в Токио. При всем при том в городе вообще нет привычных нам уличных обменников. Там надо сначала найти банк, потом отыскать в нем этаж, где меняют наличность. Потом объяснить служащему, что именно вы хотите. Ну и сама процедура обмена может занять минут 10-15. Правда, курс йены нестабилен и может выдавать довольно приличные скачки как верх, так и вниз. Поэтому, обменяв все сразу по прилету, можно попасть на один из таких скачков или провалов. Но лично я стараюсь никогда об этом не думать и в ежедневные финансовые сводки не залезать. Так вот, про курс. Помнится в давние-предавние времена, когда я еще только начинал освоение этой прекрасной и удивительной страны, и пояс мой был бел, один доллар США можно было обменять на 125 японских йен. Увы, мир меняется не в лучшую сторону. В этот раз пришлось расставаться с валютой по грабительскому курсу 73 йены за доллар. Поэтому нынешнее повествование будем привязывать именно к нему. Первое, что потребуется, это добраться до города. Аэропорт Нарита находится на расстоянии около 60 километров от Токио. Такси сразу отодвигаем в сторону. Однажды, будучи один с большим багажом разорился на 250 долларов. Повторных попыток более не совершал. Остаются два варианта, поезд и автобус. У обоих конечная точка прибытия - станция Шинджюку. Автобус едет чуть дольше, но стоит дешевле. Поэтому я всегда езжу на автобусе. Тем более, что особо сильных пробок не бывает, и время в дороге занимает от часа до полутора. Так вот, стоит этот «Аэропорт лимузин» 3000 йен на человека. По прибытии в город надо еще добраться до гостиницы. Можно, конечно, совершить пешую прогулку длительностью в 15-20 минут. Но багаж и усталость после перелета к этому никак не располагают. Выход прост – такси. При посадке вам фиксируют цену в 720 йен. Спустя некоторое время цена проезда начинает расти. Причем как от километража, так и от времени ожидания на тех же светофорах. В итоге набегает 800-900 йен. Надо отметить, что такси в Японии особое. Во-первых, практически весь его парк состоит из машин, возраст которых исчисляется десятилетиями. Во-вторых, двери снаружи и изнутри дергать не надо. Они открываются и закрываются автоматически. И багажник тоже. В-третьих, практически во всех можно расплачиваться карточкой. В-четвертых, подголовники скорее всего будут укрыты белыми кружевами, а водитель в таких же белых перчатках. И водители такси - единственные люди в сфере обслуживания, которые берут чаевые. Хотя это не обязательно, и вслед ругаться никто не будет. Еще ни разу не видел, чтобы не оказалось мелочи на сдачу.

Так как гостиница оплачивается еще на родине, ее стоимость пропускаем. Хотя на месте с грустью осознаешь, что на тебе наживаются два посредника: местный агент и турбюро, оформлявшее поездку. Но увы, без них визу не получишь. Человек, впервые попавший в обычный номер японской гостиницы, мягко говоря, испытывает культурный шок. В большинстве своем это некий пенал, куда умещается кровать, узкий столик вдоль стены с телевизором сверху и холодильничком снизу. Платяных шкафов не бывает. Это либо углубление в стене для вешалки, либо она же прямо на стене. Туалет и ванная совмещены. И этот блок настолько мизерный, что в ванной приходится сидеть, подобрав колени к подбородку, а сидя на унитазе, упираешься коленями в стену. Хотя это же не под нас такие стандарты производят. Думаю, что среднестатистический японец получает от этого больше комфорта.

Следующая статья расхода – тренировки. Если вы приехали на короткий срок, допустим на неделю, придется оплачивать свои посещения Хомбу ежедневно. Стоит это 1575 йен в день. При длительном пребывании выписывают абонемент как за месяц. Стоит это удовольствие 10500 йен. В пересчете на день занятий получается гораздо дешевле. Надо уточнить, что за оплаченные деньги ты можешь посещать все занятия по расписанию. Теоретически это два утром в 6-30 и в 8-00, одно дневное в 15-00 и два вечерних в 17-30 и в 19-00. Но лично у меня больше чем на четыре в день сил не хватало..

Переходим к самому главному, к питанию. Если не говорить о постоянном посещении экзотических мест, то в Токио, как это ни странно, можно довольно вкусно, питательно и, главное, не дорого поесть. Есть места, где аутентичные и достаточные для утоления голода блюда обойдутся примерно в 500 йен. Причем есть достаточно интересное сетевое заведение. Выбранное блюдо оплачиваешь в автомате и получаешь из него талончик. Отдаешь этот талончик тетеньке и сидишь ждешь. Потом получаешь поднос с едой. При этом тебе показывают место, где стоит бак с рисом. И опорожнив свою миску риса, ты можешь взять себе еще. Я видел, как народ раз по пять подходил.  Таким образом, взяв самый дешевый набор в 450 йен, можно этим рисом на весь день наесться. Хотя мне всегда хватало первоначальной порции. Если не сильно заморачиваться экономией и разнообразить свой стол, то пополнение организма энергией обойдется в среднем в 1000-1500 йен. Любителям пива хочу уточнить, что кружка обойдется в 500-600 йен. По нашим меркам дороговато, но тут уж ничего не поделаешь. А после упорных тренировок первая пролетает залпом, да и вторая долго не застаивается. Но вот на третью иногда уже бывает жалко денег.. Хотя, не в обиду Чешским и Германским пивоварам, пиво в Японии вкусное, особенно разливное. Как это ни странно, разбавлять они его либо не научились, либо не хотят принципиально. Поэтому за выше озвученные деньги получаешь настоящее удовольствие. Суши и сашими вокруг на любом углу. Но по цене заведения сильно друг от друга отличаются. Самое дешевое – это суши-кайтэн. Там по замкнутой транспортной ленте ездят тарелочки с уже готовыми суши. В зависимости от заведения тарелочки либо все по одной фиксированной цене, либо стоимость зависит от цвета тарелочки. Лично я хожу туда, где цена фиксированная, 135 йен. А в этот раз вообще попал на акцию 105 йен за тарелку. Десятка порций вполне хватает, чтобы уйти довольным. Еще плюс этих кайтэнов в том, что зеленый чай там бесплатный и завариваешь его сам прямо из крана, торчащего из стола. Но суши здесь простенькие и уже заранее нарезанные куски рыбы достают из упакованных контейнеров. Хотя даже эти самые простенькие не идут ни в какое сравнение с тем, что мы едим в Москве. Если есть желание угоститься суши повкуснее, где порции отрезают от цельного куска рыбы, да и куски эти поприличнее, надо уже рассчитывать на сумму от 5000 йен. Ну а уж самые вкусные, по рассказам, совсем дорогие. Я не пробовал, но говорят, что без 10000 йен туда соваться нет смысла.

На каждом шагу попадаются харчевни, где вас накормят удоном, раменом или собой. Так же очень вкусны гёдза и чяхан. Рекомендую отведать овощи, рыбу и креветки в кляре под общим названием темпура.

Надо отметить, что каждое заведение общественного питания специализируется на крайне ограниченном списке блюд. Это вам не Московские псевдояпонские рестораны, где долистав меню до середины, вы уже забываете, что было в начале. Да и по размерам основная их масса тоже довольно маленькие. Не удивляйтесь, если вы увидите одну единственную стойку, сидя за которой будете наблюдать сам процесс приготовления. Или весь ресторанчик будет состоять из трех-четырех столиков. Хотя, оказавшись в таком месте, вы рискуете нарваться на полное отсутствие надписей на английском языке, вплоть до указания цен иероглифами.

Еще в Токио куча всяких пиццерий и прочих итальянских ресторанов. На мой взгляд, вполне удачных. А вот попытки копировать всякую другую европейскую кухню, по-моему, не выдерживают критики. И порции смешные, да и исполнение не на уровне. Так что советую при посещении Японии наполнять свой желудок тем, чего дома вы не поедите.

Еще одна статья расхода – посещение продуктовых магазинов. Заходить туда приходится - хотя бы для покупки воды, которую пьешь после тренировок. Правда, ее можно покупать в автоматах, которые стоят на улице через каждые 50 метров, но там она дороже на 20-30 йен. А при условии потребления трех-четырех бутылок в день, сумма экономии в итоге получается приличная. Так вот, самый простой способ - зайти в один из магазинчиков пешей доступности. Попадаются они раза в три реже уличных автоматов. Там всегда найдешь набор всего самого необходимого, от воды и булки до журналов с комиксами для детей и взрослых. Самое опасное в таких магазинах то, что, зайдя за чем-нибудь одним, уходишь с полным пакетом всякой дребедени. Глаза просто разбегаются от ярких упаковок и ассортимента. Вроде бы и вкусное, но можно было и обойтись. А если в поездке собирается компания, то вечера без походов в эти магазины никак не обходятся. И пиво баночное там уже по вменяемой цене 250 йен за банку.

Но если знать места и за чем ты туда идешь, дешевле всего закупаться в продуктовых супермаркетах.

Еще без чего никак не обойтись активно практикующему айкидоке, так это без стирки и сушки. Лично я уже давно вожу с собой всего один комплект кейкоги, и на всю поездку хватает пары футболок. Проверено на себе. Существенное облегчение багажа и освобождение места для обратной клади. В зависимости от количества тренировок в день, стираться приходится раз в 1-2 дня. Сама стирка в уличной прачечной - 500 йен. Процесс длится 30 минут. Потом сушка по 100 йен за 8 минут. Чтобы получилось полностью сухое, надо потратить 400 йен. Если до следующей тренировки достаточно времени, то можно досушить и в номере. Когда в некоторые дни выходит по четыре тренировки, то сушишься после утренней и после дневной, а вечером уже стираешься. Хотя если приехали компанией, то за раз можно стирать по три комплекта. А в складчину уже дешевле получается.Лично я уже мало разъезжаю по Токио. Но вновь прибывшим несомненно захочется побольше всего увидеть. И тут встает еще одна статья расхода – поездки на метро. Хочу сразу развеять миф о том, что Токийское метро опасно в плане своей запутанности. Если вы разбираетесь в Московском, то бояться нечего.

Лично я еще ни разу не потерялся. Стоимость зависит от дальности поездки. Минимальная поездка в две-три остановки обойдется в 130 йен, подальше - в 290. Поэтому, если вы активно пользуетесь метро, может набежать в кругленькая сумма.

Отдельно про поездку в Саку додзё. Добраться туда от Токио можно либо на шинкансене, либо на автобусе. Поездом дороже, но быстрее. Всего за 1:15. Автобусом - больше трех часов при благоприятной дорожной обстановке. Однажды народ восемь часов по пробкам стоял. Так что я не рискую и всего за 11320 йен в оба конца рассекаю пространства Японии. Там тоже приходится пользоваться такси. Обходится в 1200 йен. Нынешний осенний семинар короткий, всего два выходных дня, и с ночевкой в додзё стоит 8000 йен. Отдельно приходится оплачивать прием пищи. Ужин обойдется в 800, а завтрак в 300 йен. После ужина народ расслабляется в застольном общении. Если поддерживать это самое общение, то пиво приходится оплачивать по 300 йен за бутылку. Ну а там уж насколько сил хватит общаться. Причем емкость бутылок интересная – 0, 63 литра. Но это так, к слову. Хочу предостеречь, что все кому не лень пытаются вас угостить шочу или подобным продуктом японских виноделов. И такое активное единение народов может привести к утреннему разъединению душевных и физических сил и возможностей.

И в конце рекомендация по длительности поездки. Хотя самолет доставляет вас в страну восходящего солнца еще утром, не торопитесь планировать активное использование оставшегося до вечера времени. Скорее всего, добравшись до гостиницы, вы бухнетесь в кровать и будете отходить от утомительного перелета. День вылета тоже не в счет. Выезжать надо спозаранку. Так что одной недели, особенно для первого раза, никак не хватает. Ведь хочется и потренироваться, и город посмотреть. Из своего опыта скажу, что через неделю организм только успевает перестроиться на новый временной режим. И самые продуктивные тренировки начинаются именно со второй недели.

Подводим итог повествованию. Внимательно изучив вышеизложенный материал и вооружившись калькулятором, вы можете заранее спланировать финансовую составляющую намеченного путешествия. Ну а то, что решившись выложить уже известную сумму, вы получите несомненное удовольствие от самой поездки, можете даже не сомневаться. Поверьте мне, оно того стоит.

Александров Алексей.
Ноябрь 2011

 

Калькулятор - пластиковые окна цены на пластиковые окна цена за м2 .;Аренда щитовой опалубки;Купить диплом волжский подробнее .;На сайте http://original-dyploms.com купить диплом техникума.;Смотрите volgdiplomas.com где купить аттестат.